Где купить

ASBIS поставляет широкий спектр IT продуктов клиентам по всей России. Найдите ближайший компьютерный магазин в списке розничных партнеров ASBIS

Схема работы по договорам поставки и передачи неисключительных прав в условных единицах

С 02 февраля 2009 года компания АСБИС предлагает своим партнерам новую схему работы по договорам поставки и передачи неисключительных прав в условных единицах.

Правомерность заключения хозяйственных договоров в условных денежных единицах основывается на нормах пункта 2 статьи 317 Гражданского кодекса. В нем говорится, что по условиям сделки обязательство может быть оплачено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае сумма, подлежащая уплате в рублях, рассчитывается по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа. Законом или соглашением сторон могут быть установлены иной курс или иная дата его определения.

По условиям нашего договора 1 у.е. приравнивается к одному доллару США.

Обязательства покупателей по договору определяются в рублевом эквиваленте по курсу доллара на дату оплаты. Условиями договора дата оплаты определена, как дата списания денежных средств с расчетного счета покупателя. Мы приравниваем эту дату к дате, указанной в платежном поручении покупателя. При отличии даты платежного поручения от даты зачисления денежных средств на наш расчетный счет более, чем на один день, курс доллара при оплате принимается равным курсу на дату зачисления.

Порядок оформления первичных документов

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ), все хозяйственные операции оформляются оправдательными документами. Это первичные учетные документы, на основе которых ведется бухгалтерский учет. Пункт 1 статьи 8 Закона № 129-ФЗ определяет ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в Российской Федерации  в рублях.

Письмо Минфина России от 12.01.2007 № 03-03-04/1/866 подтверждает, что первичные учетные документы, в том числе и по договорам в условных единицах, должны быть составлены в рублях.

Заполнение первичных документов исключительно в иностранной валюте является нарушением требований российского законодательства.

Таким образом, в актах и накладных, которые составляются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) по договору в условных единицах, цена отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) указывается в рублях.

При применении унифицированных форм первичных документов допускается включать в них любые дополнительные реквизиты. (Постановление Госкомстата России от 24.03.99 № 20). Организация при оформлении отгрузочных документов по договору в условных единицах (накладных, актов) вправе дополнительно к рублевой цене указать в них информацию об эквиваленте стоимости в иностранной валюте.

При отгрузке товара или передаче неисключительных прав АСБИС передает покупателям следующий комплект документов:

  1. Счет на оплату – стоимость отражена в долларах
  2. Товарная накладная (ТОРГ-12) или акт приема-передачи неисключительных прав – имеют измерение стоимости в двух валютах: рублях по курсу на дату отгрузки и долларах
  3. Счет-фактура – документ для налогового вычета НДС, сумма отражена только в рублях.

При работе на условиях договора в у.е. возможны 2 схемы оплаты:

  • оплата с отсрочкой платежа в соответствии с credit-terms, установленным в договоре;
  • 100% предоплата

Приводим для вас пояснения по механизму оформления документов и учету в каждом из двух имеющихся вариантов

Реализация с последующей оплатой

Менеджер компании АСБИС создает заказ в системе и трансформирует его в счет на оплату. Сумма счета равна сумме заказа по ценам прайс-листа в долларах.

Обращаем ваше внимание, что заказ в системе в данных ценах действителен в течение 3-х дней. Если за это время товар или программное обеспечение не будут переданы покупателю, заказ формируется вновь на текущую дату

При передаче продукции покупателю выписываются документы: товарная накладная (акт приема-передачи) и счет-фактура. Расчет рублевой стоимости заказа производится по курсу доллара на дату передачи продукции.

При наступлении срока платежа по договору покупатель принимает за основу расчета стоимость заказа в долларах и пересчитывает ее в рубли по курсу на дату платежа.

Просим вас не производить оплату вечерними банковскими траншами, что может привести к поступлению денежных средств на наш расчетный счет с опозданием более чем на один день. При этом у вас возникает риск неполной оплаты обязательств по договору.           

Пример 1.

02 февраля 2009 года ООО «Рассвет» оформило заказ на приобретение у ООО «АСБИС» товара на сумму 23 600 у.е.(в т.ч. НДС 3 600 у.е.). 1 у.е. равна 1 доллару США по курсу ЦБ РФ. Выставлен счет на оплату на 23 600 дол.

03 февраля 2009 года ООО «АСБИС» отгружает ООО «Рассвет» товар по этому счету.

Стоимость товара определяется в рублях по курсу даты отгрузки. Официальный курс ЦБ РФ на 03.02.09 составил 36,2 руб./дол.

724 000 руб (20 000 дол.*36,2 руб./дол.)

130 320 руб (724 000*18%) – принят к вычету НДС по оприходованному товару

Не смотря на последующие колебания курса доллара, стоимость оприходованного товара в бухгалтерском учете не пересчитывается. В налоговом учете стоимость товара отражается той же сумме.

10 февраля 2009 года ООО «Рассвет» оплачивает обязательства по договору.

Официальный курс ЦБ РФ на 10.02.09 составил 36,3 руб./дол.

856 680 руб (23 600 дол.*36,3 руб./дол.)

В составе прочих расходов в бухгалтерском учете отражена курсовая разница, которая возникла при пересчете кредиторской задолженности на дату платежа:

2360 руб (724 000 + 130 320 – 854 320)

Бухгалтерский учет курсовых разниц, возникающих при расчетах по договору в у.е. регламентируется ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (В ред. изменений от 25.12.07)

Внимание: НДС с отрицательной курсовой разницы покупатель не имеет права взять к вычету.  (Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2005 г. N 03-04-15/116)

В налоговом учете ООО «Рассвет» в момент перечисления оплаты поставщику отражает суммовую разницу. Это разность между суммой перечисленных денежных средств и величиной задолженности перед поставщиком, отраженной в учете на дату оприходования товаров.

Понятие суммовых разниц раскрывается в пункте 11.1 статьи 250 и подпункте 5.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ. В них сказано следующее. Суммовые разницы возникают у налогоплательщика, если сумма обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях. Суммовые разницы включаются в состав внереализационных расходов (доходов).)

Бухгалтерские проводки к Примеру 1: 

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

Учтена стоимость товара, приобретенного у поставщика

41

60

724 000

Товарная накладная

Отражена сумма НДС по оприходованному товару

  19

60

130 320

Счет-фактура

Принят к вычету НДС по оприходованному товару

68.2

19

130 320

Счет-фактура

Перечислены денежные средства поставщику за приобретенный товар

60

51

856 680

Выписка банка по расчетному счету

Отражена курсовая разница

 91.2

60

2 360

Договор поставки товара

Отгрузка после полной предоплаты

Нашим договором предусмотрено, что стоимость реализации рассчитывается в рублях по курсу доллара на дату оплаты. Это условие отрицает возникновение курсовых и суммовых разниц в бухгалтерском и налоговом учете покупателя при осуществлении 100% предоплаты.

Пример 2.

Воспользуемся условиями Примера 1.

03.02.09 ООО «Рассвет» перечислило поставщику ООО «АСБИС» денежные средства по счету на 23 600 дол. в счет предстоящей поставки товара. Официальный курс на 03.02.09 составил 36.2 руб./дол. Денежные средства поступили в размере:

854 320 руб. (23 600 дол.*36,2 руб./дол.)

10.02.09 отгружен товар по стоимости в рублях уже сформированной в момент оплаты (согласно условия договора).

724 000 руб. – оприходован товар

130 320 руб. – отражен НДС

В данном случае стоимость оплаты и стоимость оприходованных ценностей равны. Курсовые и суммовые разницы не возникают. 

Бухгалтерские проводки к Примеру 2: 

Содержание операций

Дебет

Кредит

Сумма

Первичный документ

Перечислены денежные средства поставщику в счет предстоящей поставки товара

60

51

854 320

Выписка банка по расчетному счету

Учтена стоимость товара, приобретенного у поставщика

41

60

724 000

Товарная накладная

Отражена сумма НДС по оприходованному товару

  19

60

130 320

Счет-фактура

Принят к вычету НДС по оприходованному товару

68.2

19

130 320

Счет-фактура

При оплате после отгрузки (выполнения работы, услуг) покупатель обязан в бухгалтерском учете переоценивать обязательства, выраженные в иностранной валюте на дату платежа и на отчетную дату. Это правило подтверждается ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». В этом отличие курсовой разницы от суммовой  в налоговом учете.

Суммовая разница в налоговом учете возникает как различие между суммой обязательства и суммой поступившего (перечисленного) платежа. Поэтому суммовые разницы никогда не определяются на отчетную дату. Следовательно, в налоговом учете покупатель не переоценивает свои обязательства на отчетную дату.

Для удобства ведения взаиморасчетов с нашими партнерами и для избежания расхождений при выверке балансов, ежемесячно в ERP-системе будут отражаться все расчеты по курсовым разницам для каждого покупателя индивидуально. 

Ответы на часто возникающие вопросы:

1. Вопрос: В какой валюте будут вестись балансы с компаниями (как будет проводиться сверка балансов)

Ответ: Балансы будут отражаться в двух валютах: долларах и рублях. (В акте сверки содержатся  суммы взаиморасчетов  как в рублях, так и в долларах)

2. Вопрос: Какие первичные документы и как (когда) формируются

Ответ: Счет на оплату выставляется в долларах, товарная накладная (акт приема-передачи) - в долларах и рублях, счет-фактура - в рублях. Счет на оплату выставляется в момент создания заказа в системе. Отгрузка по этому счету при условии отсрочки платежа производится не позднее 3-х дней от даты выставления счета. Оплата, при условии 100% предоплаты, производится не позднее 2-х дней от даты выставления счета.

3. Вопрос: Отсрочка платежа (более 30 дней) какие риски, возможность получения данной отсрочки по валютному контракту?

Ответ: Возникает риск появления возможного значительного курсового убытка для покупателя  при девальвации рубля. Мы не считаем разумным предоставление credit-terms 30 и более дней..

4. Вопрос: Каким образом партнеру учитывать в бухгалтерском балансе курсовую разницу (на каком основании и на основании каких законов и актов)

Ответ: В бухгалтерском учете отражается курсовая разница, регламентируется ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (В ред. изменений от 25.12.07). В налоговом учете рассчитывается суммовая разница, регламентируется п. 11.1 статьи 250 и пп. 5.1 п. 1 статьи 265 НК РФ

5. Вопрос: выставляются ли поставщиком дополнительные документы на курсовую разницу?

Ответ: Дополнительные документы на курсовую разницу не выставляются, покупатель рассчитывает ее самостоятельно и отражает в бухгалтерском учете на основании договора в у.е.